С.Дэйвис - 1.4 Ницше и Бо Диддли

/ Просмотров: 136475

Стивен Дэйвис "Джим Моррисон / Жизнь, смерть, легенда" (оглавление)

Перевод - В.Вавикин

Джим Моррисон

1.4 Ницше и Бо Диддли

В 1959 город Александрия в штате Вирджиния, был спальным пригородом Вашингтона, Округ Колумбия. Популярный в основном среди семей госслужащих и военных высокого ранга, он был менее богатым, чем пригород Арлингтон, но все еще достаточно респектабельным. В январе Моррисоны въехали в уютный дом на Вудлон Авеню, 310, расположенный в элитном районе Брэддок Хайтс. Это был адрес, куда Джимми мог звонить в случае беспрецедентных случаев в течение двух с половиной лет. В тот месяц Джимми поступил в школу Джорджа Вашингтона, чтобы закончить десятый класс. Скорее очарованный (или встревоженный) своими новыми одноклассниками, чем все еще переживая отъезд из Аламеда, Джимми старался держаться незаметно, тихо. Он отказался от проб, чтобы вступить в команду по плаванию. Некоторым школьникам, которые пытались заговорить с ним, Джимми сказал, что он сирота, которого украли цыгане. Он выглядел нервным, болезненно неспокойным, встревоженным и если не бродил на задворках города или не был на старых причалах, то проводил время, предпочитая читать или делать беглые записи, зарисовки в записных книжках, один, в своей спальне, расположенной в подвале и имевшей отдельный вход, так что он мог покидать дом и возвращаться в любое удобное ему время. Одному из своих новых друзей, Джимми признался, что иногда не разговаривает с родителями неделями.

Десять лет спустя, во время интервью, пытаясь описать школьные годы в Вирджинии, Джим вспоминал свои дурные предчувствия. «У меня просто было это… глубокое чувство, словно что-то не так, что-то не правильно. Я чувствовал слепоту, которая опускалась на меня по мере того, как я становился взрослее. Меня и моих друзей просто смыли в канализацию, спустили в длинный, узкий тоннель. Когда ты ходишь в школу, ты подвергаешься риску. Ты, конечно, можешь выбраться из всего этого, но это также может и навредить тебе».

Школа в Аламеда была более либеральной и менее национально сегрегированной, чем школа Джорджа Вашингтона. Одноклассники Джима отчетливо помнят, что некоторые учителя были крайне поражены его всесторонней начитанностью и уровнем эрудиции. По окончанию первой четверти Джимми входил в число отличников. Затем один из учителей увидел, как Джимми в столовой читает спорную книгу черного автора Джеймса Болдуина – Комната Джовани, и велел ему убрать этот «нигерский мусор» с территории школы. Вероятно, именно это послужило причиной тому, что Джимми потерял интерес к школе.

Одинокий, подавленный, изолированный от семьи, Джимми любил поздно просыпаться, слушая библейские радио. Он был очарован южными страстными речами проповедников-евангелистов и джаз-диджеями бессчетного количества рок-н-ролл радиостанций, вещающих на всю Северную Америку с мексиканской границы. Как-то раз ночью Джимми думал о том, чтобы убить себя, но затем на радио включили Бо Диддли «Crackin’ Up» - шутливая песня о жизни сумасшедшего. Это заставило Джима улыбнуться и подняло настроение, помогло понять, что жизнь стоит того, чтобы жить. Бо Диддли, многообразный, уличный изобретатель рок-н-ролла, спас в эту ночь Джимми жизнь.

«Фридрих Ницше убил Джима Моррисона», - сказал соучредитель группы Doors Рэй Манзарек, который заявляет, что видел, как это случилось. Причиной этому послужили сочинения и легендарная карьера безумного немецкого философа, из которых Джимми позаимствовал идею о том, что все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

В первом параграфе «В дороге», Джек Керуак ссылается на Фридриха Ницше, как на духовного проводника в своей книге. Летом Джимми с головой окунулся в изучение изумительных работ и трагической жизни Фридриха Ницше, и то, что он узнавал, меняло его глубоко, почти фатально. И пусть Ницше напрямую не убивал Джима Моррисона, его радикальное мышление направило Джима на курс, который привел его к своей собственной трагедии.

Ницше был первым писателем модернистом, пробившимся сквозь унаследованные двухтысячелетние моральные и метафизические верования. Альтернативой христианским заповедям он находил пренебрежение. Ницше изобрел свою собственную мифологию абсурда и беспокойства. В своем страстном писательском стиле и с непоколебимым жаром видимого спокойствия с его зачастую противоречивыми взглядами, Ницше пытался пробиться сквозь консервативную рациональность, провозглашая свой собственный способ мышления. Для Ницше, человечество и вся его история были лишь оправданием рождения гения, а его величайшей целью был расцвет культуры. Его нарушение общепринятых норм и высокопарные каденции были столь монументально влиятельны, что вдохновили даже более темное направление немецкого мистицизма пятьдесят лет спустя, когда Адольф Гитлер начал свой путь к власти.

Но к тому времени, когда Ницше начал получать первое реальное признание своего таланта, он уже страдал неврозом и испытывал упадок сил. Это было в итальянском городе Турине. В январе 1889, с ужасом наблюдая, как кучер двухколесного экипажа порет свою хромую лошадь, Ницше перенес тяжелый приступ душевных страданий. Он никогда не оправился от этой травмы, проведя оставшиеся одиннадцать лет своей жизни как духовный инвалид, пока не умер в 1900 году. Одна из величайших тайн мира философии спрашивает, почему он так быстро пал с вершин творчества, с головой окунувшись в форму ментальной беспомощности? Его современные биографы заявляют, что он был сифилитиком, скрытым гомосексуалистом и страдал от маниакально-депрессивного психоза, который перерос в хроническое безумие.

Согласно одной из записных книжек, Джимми читал «Рождение трагедии» дважды в то лето. Затем была книга Ницше «За пределами добра и зла». «Обнаженный ланч» Вильяма Берроуза, который он достал в старой лавке в Джорджтауне. «Олений парк» Нормана Мейлера. Сочинения Маркиза де Сада в обновленном издании от «Grove Press». «Баттерфилд, 8» Джона О’Хары. Но ничто из прочитанного не произвело на Джимми Моррисона более глубокого впечатления, чем встреча с Фридрихом Ницше. И как Ницше уже открыл дверь современного самосознания, он так же открыл портал в самосознании молодого писателя из пригорода Вирджинии в 1959.


1.5 Школьные дни Короля Ящериц


Комментариев: 6 RSS
Сергей Карлов1
2013-01-28 в 20:10:30

День добрый!

Это Выходец Из Арройо с прозы.ру.

Начало статьи очень заинтересовало. Это фрагмент книги?

Моё "запечатление" группой Джима начиналось в 1973 г. с концертной версии песни "Виски бар" (Алабама). На 2-дорожечнике боббина была заслушана до дыр в прямом смысле.

Кажется, феномен Моррисона не раскрыт до сих пор. Читаю дальше!

Пока впечатление очень хорошее.

Сергей, доброго времени!

Очень хорошо помню твой рассказ "По цене льда" с конкурса Вымирающий вид.

Рад встрече )

И вдвойне приятно найти единомышленника! ))

Да, это книга, довольно ошеломляющая и интересная в плане раскрытия яркого и одновременно загадочного образа Джими Моррисона.

Сергей Карлов3
2013-01-28 в 22:07:08

Отлично!

Личность Моррисона очень интересует. Буду с нетерпением ждать продолжения. Огромная просьба! Как ответственный, я на странице "Друзья журнала ИСКОРКА" должен бывать много раз в день, а узнать о продолжении перевода хотел бы сразу же, как появится. Нельзя ли давать объявления о публикации новых глав и на стене сообщества? Прямо ссылкой.

Тут как бы сходятся интересы - мне и другим школьным любителям DOORS было лет по 14-15, когда эта музыка впечатлила и увлекла. Книга Кукаркина "Музыка бунта" до дыр зачитывалась, даже воровалась друг у друга, а с чёрно-белых фотовклеек лики рокеров (и Джима!) переснимались и даже мелкий школьный бизнес был... Это я к тому, что под самую верхнюю планку возраста читателей ИСКОРКИ эта рок-тема входит глыбой!

Сергей Карлов4
2013-01-28 в 22:09:42

http://www.stihi.ru/2012/07/02/4337

Добро пожаловать на стих про Моррисона!

Спасибо.

Отлично, без проблем буду добавлять. Вообще приятно видеть не безразличных людей.

P.S. Если есть желание получать уведомления об обновлениях на сайте можете просто зарегистрироваться здесь.

Оставьте комментарий!

Регистрация на сайте не обязательна (просьба использовать нормальные имена)

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Site4WriteAuth.

(обязательно)

Site4Write: сайты для писателей